Программа занятий «Книжкин час» 1-2 класс МКОУ Ведлозерская СОШ

Объяснительная записка

к программе занятий «Книжкин час»

с учащимися 1-2 классов

 

 

Возраст 7-8 лет называют часто порой  первоначального накопления. Школьник проявляет интерес к самым различным фактам окружающего мира: предметам, растениям, животным,  природы. Освоение  действительности, как реальной, так и отраженной в книге, происходит у младшего школьника главным образом через взрослого. Вот почему значение библиотекаря в приобщении ребенка к книге в этот период является определяющим. Библиотекарь получает возможность влиять на читателя, развивать его.

В возрасте 7-8 лет ребенок переживает  трудный период своего читательского развития: переход от слушателя, зрителя к читателю. Процесс овладения техникой чтения на первых порах тормозит творческое восприятие школьников, некоторый спад интереса к книге в данный период – явление временное. Поможет в этом привычная роль слушателя и зрителя. Поэтому запланировано чтение вслух, обсуждение прочитанного. Во время чтения фантазия ребенка  в значительно большей степени, чем у дошкольника, подчинена тексту. На занятиях активно используются иллюстрации, умение детей их рассматривать, соотносить с текстом. По следам прочитанного ребенок с удовольствием рисует иллюстрации к прочитанному.

Несмотря на то, что читатели 7-8  отличаются по технике чтения, уровню начитанности, кругу чтения, интересам, их объединяет особый «детский» этап читательского развития.

Большое место  в чтении занимает сказка – литературная и  народная, приключения,  рассказы, стихи. В круг чтения младшего школьника включаются первые энциклопедические книги. Находить в них ответы на вопросы ребенок приучается с помощью библиотекаря, а потом и самостоятельно.

Ребенок 7-8 лет тонко чувствует слово. Пересказ прочитанного юный читатель наполняет «живыми» подробностями. Он реагирует порой на малейшие внутренние колебания души героев. В программе кружка особое место занимает  отбор произведений для младших школьников, который способен вызвать сотворчество юных читателей.

И еще одна особенность восприятия младших школьников обращает на себя внимание – способность узнавать себя и других в прочитанной книге. Это очень важное умение – думать о других, как о самом себе, сравнивать себя с другими. Отрицательные образы рождают в душе читателя положительный эффект.  Книга призвана помочь правильно почувствовать отношение писателя к персонажу.

Одним из любимых жанров младших школьников является поэзия. Дети способны к эмоционально-эстетическому восприятию стихотворений. Важно  поддержать любовь ребенка к стихам, помочь развить поэтическое чувство.

«Книжкин час» – это один из способов постижения литературы. Успех занятий зависит от того, в какой мере состоится сотрудничество библиотекаря и младших школьников, которое играет решающую роль  в формировании отношения к книге, в пробуждении любви к ней. Доверчивость маленького читателя к библиотекарю облегчает их взаимное общение и в то же время повышает ответственность библиотекаря за свою рекомендацию литературы, за руководство процессом ее восприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

занятий  «Книжкин час» с учащимися 1 класса

 

№ занятия

Дата проведения

Тема

 

1

06.09

«Книжный дом»: знакомство, понятия «читатель», «библиотека», «библиотекарь»

Запись в библиотеку

2

13.09

Песенная эмблема «Книжкиного часа»

Разучивание песни

3

20.09

Загадки и пословицы о книге

Игра «Внимательный читатель»

4

27.09

Сентябрь листает школьные страницы

Стихи А.Барто,З.Александровой

о школе

5

04.10

Какие бывают книжки

Формат, оформление книги

6

11.10

Правила и умения обращаться с книгой.

Чтение Маршак Книжка про книжки

7

18.10

Знакомьтесь: Эмма Мошковская

Чтение  Э.Мошковская Стихи и сказки.

8

25.10

Алфавит «Про все на свете»

(К 435-летию издания «Азбуки»,первой книги мирского назначения, изданной  в 1578 году Иваном Фёдоровым).

Книги о буквах алфавита

9

01.11

«Миша» - журнал для детей

Чтение по страницам журнала

10

15.11

Читаем-рассуждаем

Сухомлинский В.А.Стеклянный человечек

(о совести)

12

22.11

«В дар школьной библиотеке…»

О школьном фонде «Дар»

13

29.11

Выбираем друзей

Книги о детях

14

06.12

Скороговорки.

Конкурс «Лучший  скороговорщик»

15

13.12

Всё,всё,всё про Новый год и Зимушке-Зиме.

Стихи

16

20.12

Сказки

 

17

27.12

Выбираем, ребятишки, на каникулы по книжке!

Выбор книг

 

Второе полугодие

18

17.01

Книжкина больница

Учимся «лечить» книги

19

24.01.

 

Рассказ Геннадия Черкашина Кукла

чтение

 

31.01

чтение

20

07.02

О трудолюбии

Сказка Три дровосека

Чтение-рассуждение

21

14.02

Разговор о наших птицах. ст.Г.Ладонщиков Наши друзья.  рассказ В.Лебедев Воробей-ленивец

Чтение

22

21.02

Про нашу армию

А.Маркуша «Я – солдат и ты – солдат» и др.

23

02.03

Поучительные стихи

Чтение-беседа

24

07.03

Самая  красивая  мама Произведения В.А.Сухомлинского о маме из Хрестоматии по этике.

Чтение-рассуждение

25

14.03

Что такое  хорошо и что такое  плохо (Учимся у героев детских книг)

А.Барто Медвежонок-невежа

 

26

21.03

Выбор  книг для чтения на каникулах

Практическое  занятие по выбору  книг

27

28

04.04

Читаем вместе (из сборника Внеклассное  чтение, 1 класс, Н.Сладков Лесные  шорохи, с.113-118)

Выразительное чтение

29

11.04

О щедрости и жадности (В.Осеева До первого дождя и др.рассказы)

 

30

18.04

Почитаем-поиграем

Литературные  игры, кроссворды

31

25.04

О скромности и хвастовстве

 

32

16.05

Хорошо ли знаешь сказки?

Викторина

33

23.05

Советую другу  прочитать

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

занятий кружка «Книжкин час» во 2 классе

 

№ занятия

Дата проведения

Тема

Примечание

1

03.09

Библиотека – книжкин дом,

а мы – читатели все в нём!

Беседа «Какие мы читатели»

2

10.09

Эта книга мне понравилась

Аннотация-реклама книги

3

17.09

Библиотечно-библиографическое занятие «Расстановка книг на полках,самостоятельный выбор книг при открытом  доступе»

Повторение пройденного.

Беседа.

4

24.09

Что такое книжная выставка?

 

5

01.10

Кто в море живет?

Обзор книг,

использование интернет- ресурсов

6

08.10

Где ты ходишь, осень?

Учимся выбирать книги по теме

7

15.10

Путешествие по сказкам

(вспоминаем знакомые сказки)

Подготовка к игре «Просто сказка…»

8

22.10

Игра-викторина  «Просто сказка…»

 

9

29.10

Структура книги. Кто и как создает книги. Из чего состоит книга. Внешнее оформление книги:

обложка, переплет,корешок. Внутреннее оформление книги: текст, страница,иллюстрация.

Библиотечно-библиографическое занятие

10

12.11

Борис Заходер «Серая звездочка»

(о доброте, милосердии)

Чтение, беседа

11

19.11

Литертурные настольные игры

 

12

26.11

Как живешь, учебник?(чтение сказки Д.Родари «Говорящий портфель»)

Рейд по проверке учебников

13

03.12

Агния Барто советует (о дружбе)

Стихи «Друг напомнил мне вчера…», « Требуется друг»(беседа)

14

10.12

По страницам зимних сказок

Чтение норвежской сказки

15

17.12

16

24.12

«Скучен день до вечера

коли читать нечего»

Выбор книг

на каникулы

 

 

 

 

 

 

2-е полугодие

17

14.01

Книжкина  больница. Учимся «лечить» книжки

Подбор книжек Практическое занятие

«Книжкины доктора»

18

21.01

Голосуем за мир!

Рассматривание книг-фотолетописей о ВОВ.

19

28.01

Ленинград  не сдается!

(к 70-летию снятия блокады Ленинграда)

Чтение  рассказа Геннадия Черкашина Кукла

20

04.02

Рассказ :Л.Пантелеев  Трус

Чтение-обсуждение

21

11.02

Майя Борисова Добро по кругу (будем отзывчивыми). Л.Кузьмин Жила-была девочка

 

хлебе и трудолюбии

22

18.02

Н.Сладков Неслух

 

23

25.02

Коршунов Петя и его жизнь

Беседа

24

04.03

Бородулин Хорошие соседи

(сказка о вежливых словах)

 

25

11.03

Об алфавите ( по произведениям писателей)

 

26

18.03

И.Василевский ст.Авось да Небось- в книге Василевский Птичья тревога

 

27

01.04

Книга служит человеку,

помогает век от века.

Выставка книг-старожилов библиотеки

28

08.04

Познакомьтесь – Вася Васин

(из кн. А.Екимцев Ехал дождик на коне)

 

29

15.04

Угадай героя книги (игра)

 

30

22.04

Журналы для детей

Выставка детских журналов

31

29.04

Вам, девчонки и мальчишки, раскрывают тайны книжки

Из серии «Почемучкины книжки»

32

06.05

Советуем прочитать

 

33

13.05

Лучший читатель учебного года

Подведение итогов

34

20.05

Читайте летом (выставка книг)

Обзор книг

 

 

 

Новости образования

  • Глава Минобрнауки России дала интервью РБК
    В РБК вышло эксклюзивное интервью с Министром образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильевой. Глава Минобрнауки рассказала деловому изданию о работе Министерства по предотвращению нападений в школах, разработке ФГОС, ситуации с зарплатами. «— В каком состоянии находится разработка федераль...
  • В Москве состоится финал III Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Делай, как я!»
    С 22 по 23 февраля в Москве пройдёт финал III-го Всероссийского конкурса «Делай, как я!» среди руководителей, педагогов (инструкторов) и воспитанников военно-патриотических объединений. 22 февраля в Романовской школе Москвы состоится торжественное открытие мероприятия и финальные испытания. Почётным...
  • В Ливане открылся первый Форум Федерации ректоров российских и арабских университетов
    19 февраля в Бейруте (Ливан) начал работу первый Форум Федерации ректоров российских и арабских университетов. На торжественном открытии форума выступила Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева. В приветственном слове Министр подчеркнула, что форум - знаковое событие для разв...
  • В Париже обсудили перспективы сотрудничества российских и французских учёных
    В период с 13 по 15 февраля состоялся визит заместителя Министра образования и науки Российской Федерации Г.В. Трубникова в Париж для участия в серии мероприятий по линии Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и ЮНЕСКО. 14 фев...
  • В стране отметили День российских студенческих отрядов
    17 февраля в России прошёл День российских студенческих отрядов. По всей стране состоялись торжественные и массовые мероприятия: флешмобы, встречи членов студенческих отрядов с главами регионов, ветеранами движения, социальные и спортивные акции. В этот день был дан официальный старт агитационной ка...