Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В 5 классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя – предметники, преподающие новые дисциплины.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс. А другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.
Наиболее тяжело дети переносят изменение условий обучения. Если в младших классах дети были постоянно ориентированы на обучение у одного человека, который за несколько лет успел изучить каждого из них, найти к нему свой подход, то в средних классах все происходит совершенно иначе.
Каковы же причины плохой адаптации в 5 классе?
Разные требования со стороны учителей – предметников, необходимость их учитывать и выполнять.
Большой поток информации. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы.
Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям надо просто быть внимательнее к детям в новом периоде их школьной жизни.
Во время адаптационного периода в школе желательно не позволять ребенку ночами напролет изучать новые игры для компьютера, смотреть часами телевизор и тратить время, внимание на второстепенные вещи.
Сейчас ребенку нужно быть максимально собранным, поэтому четкое соблюдение режима дня, планирование работы, сосредоточенность являются очень важными и помогут быстро пройти адаптацию и занять хорошие позиции среди учеников, получая положительные оценки.
ВАЖНО для пятиклассника
Смена учебной деятельности дома, создание условий для двигательной активности между выполнением домашних заданий.
Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение светового режима.
Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
Обязательное введение в рацион ребёнка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания.
Забота родителей о закаливании, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка.
Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.
Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, к каждому прожитому дню. Неформальное общение со своим ребенком после школьного дня.
СУчет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие сарказм и жестокость.
Как распознать трудности адаптации:
усталый внешний вид;
нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне;
стремление избежать разговоров о школьных событиях, переключить внимание родителей на другие темы;
нежелание выполнять домашние задания;
негативные отзывы о школе, учителях, одноклассниках;
жалобы на события, связанные со школой;
беспокойный сон;
трудности утреннего пробуждения, вялость;
постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Уважаемые родители!
В начале учебного года будьте предельно внимательны к своему ребенку, замечайте малейшие изменения в его настроении, отношении к школе.
В среднем адаптация длится один-два месяца. Обычно к началу осенних каникул ребенок входит в нормальный рабочий режим: комфортно себя чувствует, легко встает утром и без проблем засыпает, активен и жизнерадостен в течение дня. Ему хватает времени и на выполнение домашних заданий, и на увлечения, и на общение с друзьями, и на семейные дела.