Поздравляем с 85-летием Евдокимову Сусанну Никифоровну- учителя химии Ведлозерской школы, ветерана педагогического труда!
Мы рады поздравить и Вам пожелать
Не стареть душой и внешне
Быть цветущей, как и прежде.
Огонек души хранить, жить, по-прежнему любить.
Быть красивой как всегда Вам на долгие года!
С уважением педагогический коллектив МКОУ Ведлозерская СОШ
Белая лилия Ведлозера
Есть на школьном полуострове Ведлозера старая тополиная аллея. Эти тополя в свое время выполняли роль входных ворот в старую деревянную школу. Но мало кто знает историю появления этих деревьев. Посажены эти тополя были руками выпускников Ведлозерской школы 1953 года. Одной из выпускниц того года была и Сусанна Евдокимова (в девичестве Гаврушкина).
Сусанна — редкое для Карелии имя. В переводе с древнееврейского означает «белая лилия». Между тем, родители Сусанны — чистокровные карелы. Но имя, наверное, откладывает какой-то отпечаток на внешность — что-то восточное прослеживается в чертах Сусанны.
Страшным черным омутом для нашей «белой лилии» стала Великая Отечественная война. Отец воевал в партизанском отряде в Беломорском районе, а семилетняя Сусанна вместе с дедом и матерью и двумя сестрами оказалась в эвакуации в Архангельской области. Мать и тетушки до изнеможения работали в колхозе. После колхозного труда женщины еле волокли ноги и нередко засыпали прямо в коридоре, сидя у стены, — нераздетые, голодные. Одна из сестер матери была фельдшером по образованию. К ней часто обращались жители за медицинской помощью. Благодарные пациенты помогали семье продуктами питания.
Именно там, в деревне Бор Коношского района, Сузанна пошла в первый класс. А заканчивала начальную школу уже в Ведлозере после окончания войны.
В становлении Сусанны как человека, как личности большую роль сыграли две Марии: Мария Дорофеева, учительница начальной школы, и Мария Михайлова, классный руководитель в старших классах в Ведлозерской школе.
В Ведлозерской школе послевоенного времени работали учителя высочайшей квалификации. Среди них было немало ингерманландских финнов, впоследствии преподававших в лучших вузах Петрозаводска и Ленинграда. Они были широко эрудированы. Некоторые педагоги владели несколькими иностранными языками. Вместе с тем, они не только учили детей, но и вели кружки, водили детей в походы, ставили спектакли, устраивали выездные концерты для старшеклассников. Многие из них повлияли на выбор будущей профессии своих учеников. Такой учительницей была и Мария Михайлова — преподаватель химии и классный руководитель Сусанны. В Ведлозере жил мальчик, который из-за болезни перестал ходить. Именно Марии Александровне пришла в голову идея помогать этому мальчику с привлечением других детей добираться до школы. Таким образом, одноклассники по очереди стали носить его по утрам на занятия, а после уроков — домой. Это происходило в течение нескольких лет, причем абсолютно бескорыстно. Мальчика звали Арсений Анисимов, позднее он работал с Сузанной Никифоровной в Ведлозерской школе учителем русского языка и литературы.
Когда-то Рузвельт написал: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества». Мария Александровна и ее коллеги учитывали в своей работе обе эти составляющие. Особое внимание уделяли нравственному воспитанию. Одним из живых уроков нравственности стал случай с Арсением Васильевичем.
Химию, которую преподавала Мария Александровна, все выпускники знали и сдавали на отлично, в какие бы вузы страны ни поступали. Из 15 человек выпускников 1953 года 14 получили высшее образование. Пример любимой учительницы вдохновил на продолжение ее дела. В 1953 году Сусанна Евдокимова стала студенткой естественно-географического факультета КГПИ. Через пять лет дипломированная выпускница была направлена на работу в школу села Деревянное, потом она преподавала в средней школе в Кяппесельге Кондопожского района. А с 1961 года ее учительская судьба неразрывно связана с Ведлозерской школой, где она преподавала химию 38 лет, при этом 8 лет она занимала должность завуча. В то время в Ведлозерской школе училось более 400 учеников, что предполагало огромный объем работы. Кроме того, четыре раза Сусанна Никифоровна брала классное руководство с таким же межличностным подходом, какой был у ее любимой учительницы Марии Александровны.
Постарела тополиная аллея у школы, но, словно забыв о возрасте, кряжистые морщинистые стволы деревьев, их мощные корни каждую весну отдают свои накопившиеся за зиму силы, соки молодой зеленой кроне.
Древние жрецы — друиды считали, что у всех деревьев есть связь с человеческими характерами. Мне кажется, что такая связь у Сусанны Никифоровны с тополями. В ней есть такая же красота, величавость, сила, жизнелюбие.
Каждый человек должен оставлять что-то после себя на Земле. В память о школьных годах Сусанны Евдокимовой и ее одноклассниках шумят беспокойной листвой у школы тополя-великаны. А в памяти многочисленных учеников Сусанна Никифоровна навсегда останется прекрасным школьным учителем и просто настоящим Человеком.
Наталья БРЫНЗА,
с. Ведлозеро